Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-х – 3-х
лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее,
у детей ведущим видом деятельности является
предметно-манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться
ситуативное общение ребёнка и взрослого, совершенствуется восприятие
окружающего мира, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,
наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением
культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и
орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает
произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в
качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего
собственную активность ребёнка.
В ходе совместной со взрослым предметной деятельности
продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только
словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно
развивается активная речь детей. К трём годам ребёнок активно осваивает
основные грамматические структуры
родного языка, используют в речи простые
предложения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку,
который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём
годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В
этом возрасте у ребёнка формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней –
действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к
реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами
заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности
обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить
какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде
головонога-окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое
восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают
все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится
наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни
ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия
с предметами.
Для детей этого возраста становится неосознанность
мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается
кризисом трёх лет. Ребёнок сознаёт себя как отдельного человека, отличного от
взрослого.
У ребёнка появляется чувство гордости и стыда,
начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто
сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких
месяцев до двух лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий